Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Курс валют на 25.05.2019
USD - 64.61
EUR - 72.32
Какую информацию в «Бюджете для граждан к отчету об исполнении бюджета за 2018 год», по вашему мнению, необходимо осветить более подробно?
Дата публикации опроса: 08 апреля2019 года
  • Исполнение бюджета по доходам
  • Исполнение бюджета по расходам в социально-культурной сфере
  • Исполнение бюджета по расходам в области экономики
  • Реализация общественно-значимых проектов
  • Межбюджетные трансферты
  • Бюджетные инвестиции
  • Уровень долговой нагрузки
Ответить

Какие поправки внесены в бюджет Ставропольского края 2013 года

12 апреля 2013
Какие поправки внесены в бюджет Ставропольского края 2013 года

   «Ставропольская правда» уже сообщала о внесении краевыми властями изменений в бюджет Ставрополья на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Следствием корректировки параметров бюджета стал отказ от ранее утвержденной концепции его бездефицитности.

        С чем связан такой шаг, мы поинтересовались у заместителя председателя правительства - министра финансов СК Ларисы КАЛИНЧЕНКО. Также удалось обсудить вопросы исполнения краевого бюджета и предпринимаемые органами власти меры по развитию и совершенствованию в регионе бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

-Лариса Анатольевна, безусловно, вы помните, что бездефицитность бюджета Ставропольского края на 2013 год стала одним из самых дискутируемых моментов при его принятии. Правительство края решилось даже на ряд сокращений в расходной части, чтобы не допустить «минуса». По каким причинам отстоять эту идею не удалось?

- Конечно, финансовая политика всегда нацелена на принятие сбалансированного бюджета. И первоначально исполнение государственных расходов правительство края планировало осуществлять без дополнительных кредитных заимствований, с фиксированием накопленных за последние три года долговых обязательств. И напомню, что бюджет Ставрополья по доходам и расходам был принят в равных объемах – чуть более 68,1 млрд рублей.

Представляя проект бюджета на 2013 год, министерство финансов края настаивало на том, что он должен быть бездефицитным, прежде всего из-за непростого положения с размером госдолга. Вместе с тем уже тогда мы открыто говорили о существующих рисках для сбалансированности, связанных в первую очередь с позицией федеральных органов власти, которая по тем или иным моментам может меняться. В итоге наши опасения и прогнозы подтвердились.

Дело в том, что наиболее серьезные изменения в бюджет 2013 года обусловлены необходимостью увеличения расходов на реализацию майских указов Президента России, предусматривающих повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы. Напомню, расчеты по их зарплатам теперь «привязаны» к уровню средней заработной платы в экономике региона.

В связи с этим сложилась следующая ситуация. При формировании проекта бюджета минфин исходил из того, что средняя заработная плата в экономике края к концу 2012 года должна достигнуть 18092 рублей, но по факту эта величина оказалась выше, составив 18498 рублей. Следовательно, прогноз на этот год также изменился: предполагается, что средняя зарплата вырастет до 21108 рублей. Соответственно, это потребовало определенных корректировок по бюджетникам.

Другая причина значительного увеличения расходов на этот сектор экономики связана с федеральными решениями иного плана. Как известно, в президентском указе предусмотрена общая градация роста размеров оплаты труда: например, зарплата педработников уже сейчас должна не отставать от среднего показателя по краю, а по некоторым другим категориям бюджетников ее нужно довести до указанного главой государства уровня только к 2018 году. Потому изначально основное бремя расходов на эти цели в крае было решено отложить на 2016-2017 годы, ежегодно индексируя до этого времени зарплаты на 5,5 процента. Однако под занавес прошлого года, когда региональный бюджет был утвержден, федеральные министерства и ведомства приняли так называемые «дорожные карты». В них в числе прочего конкретно прописано пошаговое повышение зарплаты по всем категориям бюджетников. Таким образом, регионы теперь обязаны выдержать предлагаемую органами федеральной власти линейку по росту оплаты труда.

Понятно, что предвидеть все это и оценить в денежном выражении в ноябре прошлого года, когда утверждался бюджет, было невозможно. В итоге на текущий момент для реализации в полной мере положений указов Президента РФ и соблюдения установленных федеральными «дорожными картами» сроков Ставропольскому краю на 2013 – 2018 годы необходимы дополнительные средства в объеме 48,7 млрд рублей, в том числе в 2013 году – почти 2,4 млрд. Эти средства будут направлены на увеличение заработной платы педагогическим работникам школ, детских садов и учреждений дополнительного образования; педагогическим работникам, оказывающим социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; преподавателям и мастерам производственного обучения учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; работникам культуры; социальным работникам; врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу.

– Как я понимаю, это самые существенные в денежном выражении поправки в бюджет, но далеко не единственные…

- Вы правы. Но остальные позиции заметно скромнее. В частности, краю нужны дополнительные средства на создание сети многофункциональных центров. Таковых на Ставрополье работает уже восемь, еще несколько должны появиться в течение этого года. На эти цели в казне было заложено чуть более 70 млн рублей. Но ситуация повторилась: на федеральном уровне появилась «дорожная карта», также четко устанавливающая этапы развития в территориях сети МФЦ. Для того чтобы край мог выполнить установки, нужно дополнительно 113 млн рублей. Ведь понятно, что создание подобных центров довольно затратно – нужно приобретать подходящие здания, реконструировать или ремонтировать их, оснащать современным оборудованием и т.д.

Добавлю, что свою роль при бюджетном планировании сыграл и тот факт, что на момент формирования бюджета у нас не было ясности по объемам финансовой помощи из Федерации. И размеры софинансирования были просчитаны краевым минфином с некоторой долей условности. Сейчас нам известно, что сумма дополнительных целевых вливаний может составить 2,6 млрд рублей, что и было отражено в доходной части при уточнении бюджета. Но для того чтобы краевая экономика получила эти деньги, вклад региона должен составить более 900 млн рублей. Эти цифры продиктованы как изменениями действовавших условий софинансирования, так и появлением новых направлений. В этом плане край продолжает держаться взятого ранее курса, стараясь по максимуму привлекать в экономику федеральные средства.

Вместе с тем некоторые другие корректировки бюджета обусловлены текущей ситуацией в крае. В частности, долгое время широко обсуждалась непростая миграционная ситуация в восточных районах Ставрополья. По инициативе губернатора принято решение о создании казачьих дружин, по аналогии с теми, что действуют в Краснодарском крае, которые совместно с представителями правоохранительных органов будут патрулировать улицы в восточных районах региона. На обеспечение их деятельности будет выделено 30 млн рублей.

Другой момент, который находился на особом контроле краевого депутатского корпуса, связан с «замораживанием» размера социальных выплат населению. Об этом писала и «Ставропольская правда», когда утверждался бюджет. Сейчас мы инициировали их индексацию с 1 июля 2013 года на уровень инфляции – 5,5 процента. Цена вопроса составляет 137 млн рублей.

– Лариса Анатольевна, в строительном сообществе края довольно живо обсуждается новая инициатива краевого правительства по постепенному решению проблемы дефицита мест в детских дошкольных учреждениях. Она уже нашла отражение в законодательной плоскости?

- Снова напомню об изначальных планах. Одним из итогов трехлетнего бюджетного планирования должно стать решение «детсадовской» проблемы в нашем регионе. И у нас, на мой взгляд, найден довольно любопытный выход из сложной ситуации.

У региона есть обязательство в 2015 году «закрыть» дефицит мест в детсадах. Для этого мы должны создать около 11 тысяч мест с учетом того, что в первую очередь они должны появиться в населенных пунктах с высокой плотностью населения.

Ставрополье решилось на заключение с застройщиками на уровне муниципалитетов долгосрочных госконтрактов. Идея заключается в том, что подрядчики на первоначальном этапе будут использовать собственные средства. Детсады для удешевления процедуры будут строиться по типовым проектам, и их сдача намечена уже на следующий год. Возместить подрядчикам их затраты бюджет обязуется в 2014 и 2015 годах. В общей сложности на эти цели планируется потратить примерно 9,5 млрд рублей.

Хочу отметить, что поначалу у нас были сомнения по поводу того, что в нынешних условиях найдутся строительные организации, готовые работать на первом этапе за счет собственных оборотных средств. Однако опасения оказались напрасны: практически в каждом районе есть компании, проявившие желание участвовать в реализации этого проекта. Это в основном крупные компании, для которых не составляет проблемы на какое-то время «изъять» часть средств из оборота.

Кстати, другое интересное направление, по которому начинает работать Ставропольский край и которое также потребовало некоторых корректировок в бюджете, касается развития ипотечного кредитования. Министерство строительства края вышло с инициативой выделить 100 млн рублей для полноценной работы регионального оператора Агентства ипотечного жилищного кредитования. В итоге за счет оборота планируется удесятерить объем ресурсов, который будет предоставлен жителям края в кредит для покупки жилья. Это, на наш взгляд, перспективное вложение средств, ведь, как известно, АИЖК представляет ипотеку на более выгодных в сравнении с банковскими организациями условиях. В итоге бюджет края может реально помочь населению дешевле приобрести жилье и попутно повлиять на развитие строительного комплекса края. Кстати, в этом плане Ставрополье не изобретает велосипед. При проработке этого механизма был организован визит ставропольской делегации в Нижегородскую область, где уже обкатаны и успешно работают схемы АИЖК.

Замечу, что депутатский корпус края с пониманием отнесся ко всем предложениям, направленным на решение социальных проблем. На заседании Думы Ставропольского края депутаты одобрили внесение изменений в бюджет региона на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, которые должны в значительной мере повлиять на качество жизни жителей края.

– Вместе с тем мы получили дефицит бюджета и увеличение размера госдолга…

- Считаю, что нет ничего страшного для края в дефицитном бюджете. В данном случае он не слишком велик, в этом году составит 3,8 млрд рублей. При этом соотношение краткосрочных и среднесрочных обязательств в структуре госдолга края – пятьдесят на пятьдесят, что является, на наш взгляд, оптимальным.

Правильность позиции Ставрополья, основывающейся на совмещении краткосрочных и среднесрочных заимствований бюджета, подтвердили независимые рейтинговые компании. В частности, напомню, что не так давно агентство Fitch Ratings на два пункта подняло кредитный рейтинг региона. Уверена, что в этом плане учитывался и тот факт, что мы реструктуризируем свои обязательства по времени, показывая свою открытость и надежность. А серьезные инвесторы однозначно учитывают подобные рейтинги, планируя свою деятельность.

Другой положительный момент связан с облигационным займом. Напомню, в конце прошлого года наш край осуществил выпуск облигаций на сумму 5 млрд рублей, а буквально в феврале государственные облигации Ставропольского края были включены в Ломбардный список Банка России. Банки, выступающие держателями облигаций края, теперь могут получать рефинансирование в Центробанке РФ под залог этих бумаг. Это позволяет нам надеяться, что следующий выпуск ценных бумаг будет еще успешнее и выгоднее для Ставропольского края.

– Вряд ли вас удивлю, если скажу, что, несмотря на такие хорошие новости, в крае все же остается некое предвзятое отношение к дебюту Ставрополья на ММВБ, точнее, к самим облигациям…

- Не исключаю этого: новое зачастую воспринимается с опаской, ведь до недавнего времени у нашего региона не было опыта работы с облигациями. И тем не менее мы особо подчеркиваем, сделка по размещению займа прошла довольно успешно, и здесь нельзя не сказать о большой роли Банка ВТБ, выступившего генеральным агентом и, по сути, положившего таким образом начало публичной кредитной истории Ставрополья.

Возможно, кто-то вспоминает, что в непростые девяностые годы наш край выпускал векселя с отсрочкой платежа. Но сравнивать эти ценные бумаги нельзя. В отличие от облигаций, являющихся источником покрытия дефицита, векселя представляли собой инструмент для расчета бюджета по своим обязательствам. По сути, они заменяли частично денежные расчеты. И на тот момент это было абсолютно верное решение, позволившее с минимальными последствиями преодолеть царивший тогда в стране кризис платежной системы. Сейчас отечественная финансовая система уже приобрела цивилизованный вид, действует четкое законодательство, процедуры осуществляются на условиях прозрачности и открытости.

Вскоре минфин намерен провести конкурс по отбору агента для следующего выпуска облигаций.

– Напоследок хочется узнать, каково исполнение бюджета Ставропольского края за 2012 год.

- Годовой отчет края за 2012 год уже направлен на экспертизу в Минфин России. В апреле на рассмотрение правительства Ставрополья будет внесен проект закона об исполнении краевого бюджета.

Финансовые показатели отчетного года радуют положительными результатами. По итогам 2012 года наполнение доходами региональной казны превысило годовые плановые назначения на 3,4 процента, составив чуть менее 70,3 млрд рублей.

Расходы составили 92,8 процента. Этот показатель выше, чем годом ранее, но хотелось бы лучшего результата. Думаю, в этом году все средства бюджета будут активно работать в экономике края.

Юлия ЮТКИНА