Размер шрифта: A A A
Цвета сайта: С С С
Курс валют на 18.12.2018
USD - 66.62
EUR - 75.38
Что по Вашему мнению необходимо для развития отраслей социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социальной поддержки граждан) в Ставропольском крае?
Дата публикации опроса: 25 октября 2018 года
  • Привлекать частный бизнес и частные инвестиции
  • Принимать меры по привлечению и сохранению квалифицированных кадров
  • Увеличивать количество бюджетных учреждений, в том числе строить новые объекты за счет бюджетных средств
  • Увеличивать объемы бюджетных расходов по указанным направлениям
Ответить

Окончательные итоги 2013: а что за ними?

05 мая 2014
Окончательные  итоги 2013:  а что за ними?

               Итоговые цифры исполнения краевого бюджета и консолидированного бюджета края многократно уже были представлены на разного рода совещаниях, в средствах массовой информации, а также в подготовленном минфином проекте краевого закона "Об исполнении бюджета Ставропольского края за 2013 год", рассмотрение которого  на общественных слушаниях и в краевой думе еще впереди. Однако подчас бывает, что за изобилием цифр теряется восприятие огромных пластов работы краевой власти, самых непосредственных, осязаемых результатов исполнения бюджета. Результатов, ради которых пополняется краевая и муниципальная казна, производятся бюджетные траты. А еще, справедливости ради, следует учитывать результаты в динамике, а также сопоставлении их с другими субъектами Российской Федерации.

              Так, за суммой фактически поступивших в 2013 году в краевой бюджет доходов (75,3 млрд.руб.), прирост в 7,1 процента, а налоговых и неналоговых и того больше – 7,5 процентов. Еще больший прирост налоговых и неналоговых доходов сложился по консолидированному бюджету края: выполнение  – 108,77, тогда как в целом по субъектам РФ этот показатель ниже – 103,18 процентов.  Не секрет, что главной причиной ухудшения состояния бюджетов регионов -  сокращение поступлений по налогу на прибыль. Сокращение этого налога произошло в 67 регионах России, причем по отдельным регионам значительное. Например, в Карелии и на Чукотке – 58 процентов, в Ингушетии почти вдвое. В Ставропольском крае поступление налога на прибыль снизилось в сравнении с 2012 годом всего на 8,8 процентов, что при хорошей динамике других, в первую очередь бюджетообразующих налогов, обусловило прирост краевой казны.  (Сравните: совокупные доходы консолидированных бюджетов регионов в 2013 году в абсолютном измерении выросли всего на 1,7%, а у 28 регионов РФ доходы снизились даже в абсолютных цифрах, причем у некоторых значительно). В Ставропольском крае общий прирост доходов в абсолютных цифрах почти 5 млрд.рублей, в том числе за счет налоговых и неналоговых поступлений -  более 3,1 млрд.рублей.

Наряду с заимствованиями и используемыми минфином края финансовыми инструментами, призванными обеспечить эффективность каждого бюджетного рубля, эти дополнительные поступления позволили успешно исполнять беспрецедентно  увеличившиеся расходные обязательства, в первую очередь, обусловленные необходимостью исполнения майских 2012 года президентских указов. Практически по всему десятку категорий «бюджетников» удалось  обеспечить требуемое соотношение средней  заработной платы  к средней заработной плате в Ставропольском крае, а по отдельным из них – значительно превысить параметры, обозначенные в «дорожных картах» отраслевых ведомств. От 34 до  44,2  процентов составил рост средней зарплаты по категориям: врачи, средний и младший медперсонал, работники культуры, социальные работники, педагогические работники учреждений общего образования. Зарплата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений выросла почти вдвое.  В целом, это улучшение благосостояния не тысяч, а десятков и сотен тысяч наших земляков. И не только это: постоянное внимание государства к «бюджетникам» так или иначе,  но постепенно ведет к повышению престижа специалистов в образовательной, медицинской сфере.

Социальная поддержка отдельных категорий граждан еще одна из самых «ёмких» расходных статей бюджета. В прошлом году, несмотря на сложности с исполнением бюджета, все ее направления были сохранены, что потребовало 12 млрд.130,1 млн.рублей  из краевой казны на поддержку ветеранов, инвалидов, материнства и детства, помощь малоимущим гражданам и ряд иных социальных выплат. Так, ежемесячную выплату своевременно получали 249,3 тысяч ветеранов труда, тружеников тыла и реабилитированных граждан, и за год сумма этих выплат составила более 4,2 млрд.рублей.  Более 2 млрд.рублей направлено на поддержку инвалидов.  Более чем 3,5 млрд.рублей – на поддержку семьи и детства. А за этим: 114, 3 тысяч семей, получающих пособие на ребенка; 25,9 тысяч многодетных семей; 4,3 тысяч семей, получавших ежемесячную выплату на третьего ребенка; 38,4 тысяч женщин, не подлежащих обязательному соцстрахованию и обеспеченных государственным пособием. И еще ряд категорий наших граждан: малоимущие, студенты, семьи погибших в боевых действиях, доноры, ВИЧ-инфицированные.

Удельный вес расходов на социальную сферу в прошлом году составил 62,1 процент от общих расходов краевого бюджета, и это выше чем средний показатель по субъектам РФ. А значит, именно человек, его нужды остаются главной заботой краевой власти. И отсутствие задолженности по социальным выплатам и зарплате в крае еще один результат проводимой бюджетной политики.

При этом край не только «проедал» имеющиеся в его распоряжении средства. В том числе благодаря привлечению федеральных средств в рамках софинансирования отдельных направлений (на каждый краевой рубль пришлось 4,03 руб. федеральных средств !) осуществлялись бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, господдержка сельского хозяйства, предпринимательства, реформирование ЖКХ и социальных отраслей. Так, 5,7 млрд. рублей бюджетных инвестиций, направленных в 2013 году на капитальное строительство объектов социальных и других объектов, жилищно-коммунального хозяйства и дорожной отрасли позволили осуществлять строительство 224 объектов, 127 из которых было завершено в прошлом году. 1,4 млрд.рублей, направленных из краевого бюджета на решение жилищных проблем наших граждан, позволили решить ее для 1235 ставропольских семей, в том числе:  623 гражданам из числа льготных категорий, 481- из числа селян, и молодых семей; еще 131 семья получила поддержку из краевого бюджета  в виде льготного ипотечного кредитования учителей и приобретение жилья с использованием материнского капитала. На переселение граждан из аварийного жилья было направлено 448,5 млн.рублей, что в том числе, позволит уже в текущем году решить эту проблему для 1101 жителей края. И значит, в крае будут создаваться семьи, рождаться дети, будет расти уверенность в завтрашнем дне. И будет развитие.

Конечно, реализация поставленных целей по повышению жизненного уровня ставропольских граждан, сохранению уровня социальной защищенности и поступательного развития потребовали отказаться от бездефицитного бюджета. Но это беда подавляющего числа регионов России: 75 субъектов РФ в прошлом году нарастили объем государственного долга. В нашем крае разумное управление госдолгом, в частности облигационный займ (уже второй по счету ) на 5 млрд.рублей со сроком погашения  7 лет, позволил существенно снизить риски от краткосрочных банковских заимствований и расходы по управлению госдолгом, да еще и снизить уже запланированный объем госдолга на 5,2 процента или на 1,14 млрд.рублей.

В совокупности экономическая и бюджетная политика краевой власти обусловили, пусть, и небольшую, но положительную динамику по ряду направлений социально-экономического развития края. А в итоговом рейтинге регионов по качеству жизни, ежегодно проводимом группой РИАновости, Ставропольский край в 2013 году оказался в числе лидеров по росту позиций, переместившись с 37 в 2012 году на 31 место и оставив позади Саратовскую область, Чувашию, Красноярский край, Астраханскую область.  При этом поднявшись на две ступеньки в рейтинге регионов по уровню доходов населения, по обеспеченности объектами инфраструктуры, развитию транспортной инфраструктуры и на пять ступенек  по развитию малого бизнеса. Системная работа в крае ведется по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства. Финансовая поддержка в 2013 году из бюджетов всех уровней составила около полумиллиарда рублей. И это вклад бюджета в развитие экономики края, за которым позитивная динамика привлечения инвестиций,  реализация 12 крупных инвестиционных проектов, в т.ч. с открытием новых производств, развитие лечебно-оздоровительного и туристско - рекреационного комплекса на Кавминводах, формирование многоуровневого перечня из 170 инвестиционных проектов общей стоимостью, превышающей 400 млрд рублей и перспективой  создания около 35 тысяч новых рабочих мест.

Настоящий год потребует напряженной работы всех краевых органов исполнительной власти для сохранения достигнутых положительных тенденций в социально-экономическом развитии нашего края и решения намеченных задач. 


При опубликовании ссылка (в Интернете — гиперссылка) на пресс-службу министерства финансов Ставропольского края (www.mfsk.ru) обязательна.